Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.
Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.
Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.
Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.
Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.
Все ткани перед раскроем проутюживают.
Определение лица, направления ворса, дефектов ткани
Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.
Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.
Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.
Раскладка выкроек и раскрой
Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.
Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».
Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.
После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.
До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.
На этом все. Пока.