Привет. После поста про пуговицы, для которого я искала сведения о пуговицах, мне все больше и больше хочется узнать про них еще.
В частности, у меня возник вопрос «какая пуговица самая дорогая?». Однако, оказалось, выяснить это практически невозможно. Во времена, когда пуговицы были штучным товаром, цены на самые простые были не маленькими. Пуговицы перешивались со старого платья на новое, передавались по наследству. Богатая шуба соболиная стоила к примеру 3 тысячи, а пуговицы на ней — 7 тысяч. Вот так-то.
Я нашла заметку о том, что «в летописи XV века упоминаются четыре плаща одного вельможи, казнённого герцогом миланским, переданные его вдове. Ценными были не столько сами плащи, сколько золотые пуговицы на них, числом до 126». Отсюда я сделала вывод, что щеголи брали не только качеством, но и количеством.
Цены на пуговицы в те времена мне хочется охарактеризовать как «бешеные». И выяснить самую сумасшедшую невозможно. Но можно провести некое сравнение.
Прежде всего — это материалы. Все самое дорогое применялось для изготовления пуговиц. И конечно же работа. В разное время в разных местах появлялись школы мастеров, вносящих все новые инновации или очередной фурор в изготовлении пуговок. Для чего в нашем цивилизованном обществе происходит «утечка мозгов», для того же в варварские средние века происходило пленение мастеров. Как в наше время талантливое владение профессией гарантирует достойную жизнь, так в мутное средневековье это служило довольно прочной гарантией сохранения жизни. Поэтому, и потому что существовал спрос — изготовление пуговиц было на очень высоком уровне мастерства. Это не то что любой человек камушек в тряпочку завернул и ножку соорудил.
Очень любопытная технология cracleglass — это когда стеклянная раскалённая пуговица опускается в холодную воду, и образовавшиеся при этом трещины снова заливаются стеклом. Получается эффект драгоценных камней. В Азии была известна задолго до открытия этой же технологии в Венеции в 16 веке.
Японские мастера расписывали пуговицы цветочными композициями и пейзажами. Изготавливали медальоны, глазурованные шпатом с сетью трещинок, находящихся внутри.
В 17 веке в Европе стали делать мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крошечных кусочков камней или стекла. Под стекло подкладывали цветную фольгу, и было совсем красиво. В 18 веке появились эмалевые застёжки в виде миниатюр работ художников.
А оригинал Ломоносов носил на костюме стеклянные пуговицы. Так он пытался популяризировать свое заводское производство стеклянных пуговиц. Но не сказать что добился большого успеха.
Вскоре появилось массовое производство пуговиц, они стали доступны и обесценились. Однако, есть люди, у которых не попал интерес к пуговицам прошлых столетий. Коллекционеров этого предмета называют филобутонистами. По непроверенным данным, самое большое скопление филобутонистов находится, как ни странно, в Америке.
Удачного дня.